Контрольный срез по истории России в 10 классе состоял из 5 блоков, каждый из которых включал определенные компетентностно-ориентированные задания, направленные на решение аналитических, информационных, интерпретационных и позиционных задач. Так, 1 блок предполагал объяснение смысла, значения важнейших исторических понятий. 2 блок состоял из 15 заданий тестового типа и предусматривал аналитический выбор информации. 3 блок был направлен на сопоставление, отбор необходимой информации и показ хронологической последовательности возникновения и развития исторических явлений. 4 блок решал информационную задачу и включал работу с текстом. 5 блок проверял умение объяснять мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории, давать им оценку, привлекать дополнительные знания и личный опыт, аргументировать свою позицию.
Задания полностью соответствуют требованиям к Обязательному минимуму содержания исторического образования в средней школе и направлены на выявление основных компетентностей, предусмотренных требованиями к подготовке выпускников средней школы.
Проверка работ осуществлялась по следующему ключу: за каждый правильный ответ на задания 1, 2 и 4 блоков ставился 1 балл; задания 3 и 5 блоков оценивались в 5 баллов. Максимальное количество баллов – 36. Оценку «5» учащиеся получали за 36-30 баллов; «4» - за 29-24 балла; «3» - за 23-17 балла; «2» - 16-10 баллов.
Анализ работ выявил следующие результаты:
класс |
Кол-во учащихся |
оценки |
|
|
|
Успеваемость |
% качества |
УО, балл |
|
|
5 |
4 |
3 |
2 |
|
|
|
10 |
20 |
1 |
4 |
9 |
6 |
70 |
25 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Анализ результатов выполнения заданий показал, какие из наиболее типичных универсальных учебных умений у обучающихся либо не сформированы, либо сформированы на низком уровне. Было выявлено, что:
· Школьникам сложно давать ответы в развернутой письменной форме, сформулировать и аргументировать собственную позицию, выявлять причинно-следственные связи и закономерности;
· Основные затруднения у учащихся возникли при работе с текстом. Они недостаточно владеют различными способами чтения (просмотровым, поисковым, прицельным); не умеют удерживать в памяти информационные фрагменты и соединять их в общую информационную картину; невнимательны к деталям, порой весьма значимым;
· Ученики не умеют давать полную характеристику деятельности историческим личностям, делают акцент только на один из аспектов деятельности.
Однако результаты работ позволили сделать следующие позитивные выводы:
ü Учащиеся в целом умеют работать с историческими понятиями, понимают их смысл и значение;
ü Достаточно хорошо понимают общее содержание текста;
ü Ученики умеют составлять хронологические таблицы, сопоставляя при этом исторический материал;
ü В целом дают ответы на вопросы, привлекая дополнительные знания и личный опыт.